Год педагога и наставника.
Она пришла к нам в 7 классе. И встретилась с детьми, которые "сами по себе", которым казалось, что они такие взрослые, деловые и "всё уже видели". Которые новым учителям бросали вызов, а когда приходил завуч восстанавливать порядок, "хоровое мычание" (было у нас такое развлечение) прекращали, но удовлетворенно ухмылялись, - "и этого довели". Может быть все дети в этом возрасте такие? Не знаю.
При этом мы не были разбойниками, хулиганами или "двоечниками". Половина класса была знакома с детского сада, многие дружили, гуляли после школы большими компаниями. И основной костяк учился без троек.
И вот нам сообщают, что у нас будет новая классная руководительница, ученица Светланы Николаевны Кривцовой. А мы уже "заранее недовольны": и молодую нам не надо, и прежнего учителя русского языка и литературы нам оставьте. И вообще мы огорчены уходом предыдущей "классной", красотки и танцовщицы Эльвиры
Да ещё и внешность такая "несерьезная" у новенькой училки оказалась: маленького роста (такого же как у нас и даже меньше), полненькая, старше нас всего на 9 лет. "Убежит она от нас быстро", - говорили авторитетные личности класса.
Она не убежала. Началась наша новая жизнь. Не сразу, постепенно. Были конфликты, ссоры, "разборы полетов", слёзы, и с нашей стороны, и с её. Молодая учительница смогла переманить на свою сторону наших родителей, собрания и классные часы были частым событием).
Наталия Адольфовна, как человек очень ответственный, стала нашей совестью. Учила нас всё делать как следует. После мытья доски стирать меловые тряпки. Мыть полы "в трех водах", оттирать черточки на полу и надписи на партах. "Не забывать дома" дневники и тетради. Называть друг друга по именам, а не по фамилиям, как было много лет до этого. И, конечно, выполнять обещания, чтобы не подводить другого и весь класс в каком-либо деле.
Она постоянно что-то придумывала. У нас были "блинные" и "арбузные" дни, поздравления именинников, на огоньках работал "лимонадный бар", где бармены менялись несколько раз за вечер, так всем хотелось разливать и выдавать по жетончикам напитки
. Конкурсы на лучшее лакомство -угощение тоже бывали. Мы ходили в походы, ездили в поездки, сажали всем классом деревья. А что стоят наши "Клубы выходного дня"! Наталия Адольфовна предложила такой формат встреч, который объединял семьи. Мы ставили спектакль или сценки, готовились, репетировали и в назначенный выходной в школу приходили наши родители с младшими братьями - сестрами его смотреть. Поскольку школа была пустая, мы занимали целую рекреацию. И всем всегда находилось какое-то дело: у кого роли, у кого слова автора, у кого костюмы, стихотворения, песни, создание реквизита. После спектакля обычно все вместе пили чай за большим, составленным из парт, столом и общались.
Еще в самом начале классного руководства Н.А. придумала систему оповещения класса на случай поездок, изменения расписания, репетиций и всякого разного. Называлось это "сообщить по цепочке". Как вы понимаете сотовых телефонов и мессенджеров тогда не было. И вот каждый в классе знал кому он должен звонить, чтобы передать информацию, а другой - к кому бежать домой, если у человека нет домашнего телефона. Листок с "цепочкой" всегда лежал на учительском столе. Начиналась "цепочка" с самых ответственных, если я не ошибаюсь, - у девочек с Риты, а у мальчиков с Руслана. А заканчивалась самыми "далекоживущими", то есть мной.
А еще у нас был самый лучший кабинет, № 29. Уютный, красивый, с огромным количеством редких и интересных комнатных растений, за которыми с любовью ухаживала наша классная "мама". Класс (в смысле кабинет) был нашим родным домом. Во-первых, мы там раздевались! Гордо проходили мимо школьного гардероба и шли в свой класс, где специально для нас с разрешения Н.А. были сделаны вешалки. Мы казались себе мега крутыми, особенными))) И так получалось, что и до уроков, и после и на переменах в 29-м всегда кто-нибудь из "Вэшек" был. Да, мы были "Вэшками", "В" классом. Периодически на нас кто-нибудь так и жаловался из параллели: "а почему Вэшкам можно, а нам нет", "а Вэшки то, а Вэшки сё". Но как-то всё прокатывало и оставалось по-прежнему.
С приходом Наталии Адольфовны в классе возобновились поздравления с 23 февраля и 8 марта. Нет, деньги на подарки мы конечно и до этого собирали. А тут у нас появились коллективные поздравления. Все мальчишки поздравляли девчонок, а девчонки мальчишек. Обязательно что-то придумывалось: шуточные стихи про каждого, частушки, отрывки из песен. После уроков проходили репетиции, естественно в тайне от второй половины класса. Подбирались костюмы и образы. Каково однажды было удивление женской половины класса, когда наши "взрослые, гордые и независимые" мужчины вышли нас поздравлять в юбках и с бантами на головах!
Запомнился один случай. Кабинеты раньше ремонтировали своими силами, то есть силами учителей-детей-родителей. В каждом классе собирались деньги, высчитывался объем краски на стены, выбирался цвет стен и закупалась краска. И у нас было также. За краской должны были поехать на рейсовом автобусе 6 или 8 наших мальчиков во главе с Н.А.
И вот, в назначенный день и в назначенное время, которое многажды обсуждалось, на остановку никто не пришел! Нет, пришли конечно, верные и ответственные Артем и Руслан, а больше никто не пришел. А втроём нужное количество тяжелых железных банок с краской было точно не дотащить. Не помню, что там потом решилось с краской и по какой причине или недоразумению не пришли наши пацаны. Зато хорошо помню, что Наталия Адольфовна не разговаривала с нами 2 недели, а может и месяц. Она вела уроки, сообщала нам всё по учебе и школьным делам, но не шутила, не смеялась с нами, не спрашивала как дела. Это не было показательным молчанием, она была до глубины души расстроена нашей безответственностью. Её вера в наш единый дружный коллектив была подорвана, мы это понимали. Но время-то назад не отмотаешь.
Много всего было. И сочинение писали "Кто я? Какой я? С кем я?", и поступки одноклассников, не всегда хорошие, обсуждали на классных часах. Но самое главное было то, что нам всегда интересно было идти в школу! У нас постоянно были планы на ближайшие дни, мы были заняты и увлечены. И при этом учились "быть людьми": помогать другим, ответственно выполнять поручения, делать всё как следует. В этом огромная заслуга нашей любимой "Адольфовны", спасибо ей огромное и большой привет!
П.С.: может это не очень красиво - называть учителя только по отчеству, но мы так быстро к этому привыкли, что нам стало казаться это абсолютно нормальным; думаю и сама Н.А. всегда знала, что мы её так называем)
Автор: Мария Гринева
Оставить сообщение: